Кому бы заплатить за признание?!...

Сегодня на "слоне" наткнулся на очень интересную заметку про то, как два Китая (Тайвань и КНР) борятся за свою независимость на дипломатическом фронте.

СЛОНПочему Науру готова признать Абхазию и Южную Осетию
Вслед за Китаем и Тайванем Россия выходит на международный рынок торговли дипломатическими отношениями



Когда Россия признавала независимость Абхазии и Южной Осетии, то подспудно надеялась представить это как симметричный ответ на аналогичные действия США в Косово. Но красоту жеста немного подпортила острая нехватка верных союзников. Если вслед за Вашингтоном независимость Косова признало более 60 стран, то Москву в ее решении поддержали только Никарагуа и Венесуэла. Попытки России добиться признания от других социалистических республик Латинской Америки, вроде Эквадора, Кубы и Боливии, пока ни к чему не привели. Ближайшие союзники на постсоветском пространстве тоже не спешат портить отношения с Западом. В такой ситуации приходится обращаться за помощью к профессионалам – то есть к государствам, для которых роль массовки в международных конфликтах стала основным источником доходов. И вот министр иностранных дел республики Науру обещает признать Южную Осетию и Абхазию.


РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
Главные специалисты в этой области – государства Океании. У них непростая историческая судьба. Крупных месторождений минеральных ресурсов там пока не обнаружено, для развития аграрного сектора не хватает площадей, а туристы предпочитают выбирать места отдыха поближе к дому. Даже налоговым раем стать не получается – всех желающих успевают перехватить микрогосударства Европы или Карибского моря. Но страны Океании не растерялись и нашли себе очень своеобразную нишу в международном разделении труда. Они торгуют своим статусом независимого государства с общепризнанным суверенитетом.

Россия будет у Океании далеко не первым клиентом. Уже несколько десятилетий Китайская Народная Республика и просто Китайская Республика, более известная как Тайвань, не жалеют никаких денег на то, чтобы уговорить государства Океании установить с ними дипломатические отношения. Обе страны придерживаются стратегии «одного Китая», поэтому правителям тихоокеанских островов приходится выбирать только одну из стран для официального признания.

Первой борьбу за Тихий океан начал Тайвань. Когда в 1970-х гг., после поездки президента Никсона к председателю Мао, стало понятно, что абсолютное большинство стран мира готовы, вслед за США, признать настоящим Китаем тот, который на континенте, тайваньцы бросились искать небольшие и небогатые, но общепризнанные государства, которые могли бы их признать за скромное вознаграждение. Набралось пару десятков стран в Центральной Америке, Африке и Тихом океане. Океания в этом отношении была особенно привлекательным регионом – купить лояльность бедной страны с населением в несколько тысяч человек нетрудно и недорого. А дипломатические отношения с двумя десятками стран-членов ООН позволяют Тайваню поддерживать иллюзию международного признания и не превращаться в какой-нибудь Северный Кипр или Нагорный Карабах. Пекин включился в борьбу чуть позже. Разобравшись со всеми серьезными странами, КНР принялась перекупать у Тайваня его карликовых союзников, сосредоточившись в первую очередь на близком тихоокеанском регионе.


УГОЩАЮ ВСЕХ
За последние годы масштабы китайской помощи государствам Океании (за исключением Австралии и Новой Зеландии, которые и сами справляются) достигли гигантских размеров, если учесть малонаселенность региона. В 2008 г. восьми государствам и территориям Китай выделил грантов и льготных кредитов на общую сумму $206 млн (рост в 6 раз по сравнению с $33 млн в 2005 г.). Среди реципиентов есть всего одно более-менее крупное государство – Папуа-Новая Гвинея, но туда из этих денег попало только $10,2 млн. Наибольшая сумма ($90 млн) досталась главному союзнику Китая в регионе – военной диктатуре Фиджи. Пекин легко нашел общий язык с коммодором флота Фрэнком Мбаинимарамой, который пришел к власти в результате военного переворота в декабре 2006 г. В 2007 г. режим получил от китайцев $150 млн в виде льготных займов, а в 2008 г. – еще $90 млн. Обещание Мбаинимарамы провести выборы не раньше 2014 г. и протесты Австралии и Новой Зеландии только увеличивают китайскую заинтересованность в архипелаге.

Тем государствам Океании, которые признают Тайвань, китайцы, по крайней мере официально, помощи не предоставляют. Зато для остальных ничего не жалеют. Тем более что большинство кредитов сопровождаются обязательствами потратить деньги на инфраструктурные проекты, осуществлять которые будут китайские компании. Сами проекты тоже часто навязываются. Например, Самоа, страна с населением 180 000 человек, которая к тому же раскидана по островам, построила себе гигантский аквапарк за $13 млн. Китайцы и проектировали, и предоставляли материалы, и строили, и даже оплачивали счет за столь необходимое жителям Самоа сооружение. В 2007 г. маленькое островное государство Тонга, где живет всего 110 000 человек, получило от Китая кредит на сумму $58 млн, что составило более 20% ВВП страны или по $500 на человека, включая стариков и младенцев.

Пекин не забывает и про зависимые территории. Ведь они в любой момент могут стать независимыми и признать Тайвань. Например, Китай стал первой страной, установившей в декабре 2007 г. официальные дипломатические отношения с островом Ниуэ. Остров пока не решился на полную независимость и остается в свободной ассоциации с Новой Зеландией, но свои $200 000 в кредит от Китая 1 500 островитян уже получили. Пекин не обошел вниманием и 21 000 жителей островов Кука, которые тоже пока сохраняют свободную ассоциацию с Новой Зеландией. Архипелаг получил $9,6 млн на организацию и проведение Малых тихоокеанских игр (аналога Олимпиады для островных наций Тихого океана). Пока Китай еще ни разу не выдвигал жестких требований по возврату долгов, и руководители государств Океании берут деньги, не задумываясь о том, как их возвращать.


ПОЛИТИКА МАЛЫХ ДЕЛ
Масштабы экономики Тайваня не позволяют Тайпею соперничать с Пекином в размахе финансовой помощи тихоокеанским союзникам. Поэтому приходится выбирать государства поменьше. Суммарная численность населения шести стран Океании, поддерживающих дипломатические отношения с Тайванем, составляет всего 700 000 человек, из них 500 000 – жители Соломоновых островов. Главный канал распределения официальной помощи от Тайпея – это форум «Тайвань – Тихоокеанские союзники», который проводится несколько раз в год. По итогам саммитов вырабатывается программа распределения примерно $1 млн тайваньской помощи между общественными организациями Океании. Совсем немного по сравнению с щедростью Пекина.

Однако Тайвань использует и менее афишируемые способы простимулировать преданность своих союзников. В 2008 г. министр иностранных дел Маршалловых островов признался, что Тайвань уже несколько лет выделяет его стране по $10 млн ежегодно. А это более 10% ВВП архипелага. В островном государстве Палау в 2008 г. президентом стал Джонсон Торибионг, который до этого много лет работал послом в Тайване. Показателен скандал с растратой $30 млн, из-за которого министру иностранных дел Тайваня пришлось уйти в отставку в мае 2008 г. Деньги через посредников в Сингапуре должны были попасть неким высокопоставленным чиновникам в Папуа-Новой Гвинее, которые обещали порвать отношения с Пекином и признать Тайвань. Миллионы пропали где-то по дороге, а Новая Гвинея осталась союзником КНР.

Сейчас у Пекина и Тайпея счет равный. Каждый из Китаев признают по шесть стран-членов ООН из Океании. Хотя качественно Пекин, конечно, выигрывает – его признают наиболее крупные и по экономике, и по населению государства региона.


ОСТРОВ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Россия пока делает только первые шаги на этом рынке, поэтому для пробы в качестве поставщика международного признания выбрала самое маленькое суверенное государство в Океании – островную республику Науру. Там живет всего 14 000 человек, но зато это полноценный член ООН. 10 – 15 декабря министр иностранных дел, торговли и финансов острова Кирьен Кеке посетил сначала Москву, потом Южную Осетию и Абхазию. В Москве министру пообещали выделить $50 млн на социально-экономические проекты, после чего он заявил, что Науру может признать независимость Абхазии и Южной Осетии в течение ближайших месяцев. Сумма помощи оказалась сопоставимой с ВВП тихоокеанской страны, в среднем выходит по $3 500 на гражданина.

Однако российский выбор союзника таит в себе серьезные риски. В китайско-тайваньских войнах за признание Науру показала себя самым ненадежным союзником в регионе. Чуть ли не каждый год здесь у власти оказывается новый президент, а вместе с президентами меняются и международные симпатии. В 2002 г. страна прервала многолетнюю дружбу с Тайванем и признала Китай в обмен на обещание Пекина выделить острову $60 млн помощи. Но в 2005 г. международные ориентиры островитян опять поменялись – настоящим Китаем для них снова стал тот, что на острове. В благодарность Тайвань спас от банкротства единственного авиаперевозчика страны Air Nauru и тем самым помог острову избежать буквальной международной изоляции. Так что маленький размер Науру может оказаться обманчивым в плане возможностей для экономии. Ведь у Грузии тоже есть деньги, чтобы оплатить собственное понимание суверенитета, хотя бы и не свои.

Оригинал здесь


Вот так вот делается большая политика.

Комментарии